Будь ласка, використовуйте цей ідентифікатор, щоб цитувати або посилатися на цей матеріал: https://er.nau.edu.ua/handle/NAU/36093
Назва: ФОРМУВАННЯ ПРОФЕСІЙНОЇ КОМПЕТЕНТНОСТІ МАЙБУТНІХ ІНЖЕНЕРІВ-ЗВ'ЯЗКІВЦІВ В ПРОЦЕСІ ВИВЧЕННЯ СПЕЦІАЛЬНИХ ДИСЦИПЛІН
Автори: Чупахін, Сергій Анатолійович
Ключові слова: професійна компетентність
профессиональная компетентность
professional competence
Дата публікації: 18-вер-2018
Видавництво: Національний авіаційний університет
Короткий огляд (реферат): Формування професійної компетентності майбутніх інженерів-зв’язківців в процесі вивчення спеціальних дисциплін – Кваліфікаційна наукова праця на правах рукопису. Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук зі спеціальності 13.00.04 – теорія і методика професійної освіти. – Національний авіаційний університет, Київ, 2018. Дисертацію присвячено дослідженню проблеми формування професійної компетентності майбутніх інженерів-зв’язківців у процесі вивчення спеціальних дисциплін. У результаті проведеного аналізу наукових робіт визначено і обґрунтовано поняття «професійна компетентність майбутніх інженерів-зв’язківців», його складових. З метою проведення якісного оцінювання вищеозначених компетенцій було схарактеризовано критерії, показники та рівні сформованості професійної компетентності майбутніх інженерів-зв’язківців. Аналіз стану сформованості професійної компетентності майбутніх фахівців у профільних закладах вищої освіти дозволив визначити протиріччя у освітньому процесі, теоретично обґрунтувати організаційно-педагогічні умови формування професійної компетентності майбутніх інженерів-зв’язківців у процесі вивчення спеціальних дисциплін. Крім того, була створена модель формування професійної компетентності майбутніх інженерів-зв’язківців, у якій значна увага присвячена визначенню зворотних зав’язків і обґрунтуванню механізму їх дії з метою постійного коригування педагогічних процесів у змістовно-цільовому і організаційно-процесуальному блоках. Результатами формувального педагогічного експерименту доведено ефективність організаційно-педагогічних умов і дієвість моделі формування професійної компетентності майбутніх інженерів-звязківців у процесі вивчення спеціальних дисциплін.
Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров-связистов в процессе изучения специальных дисциплин. – Квалификационная научная работа на правах рукописи. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.04 – теория и методика профессионального образования. – Национальный авиационный университет, Киев, 2018. Диссертация посвящена исследованию проблемы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров-связистов в процессе изучения специальных дисциплин. В исследовании осуществлен целостный научный анализ проблемы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров-связистов в процессе изучения специальных дисциплин. Проведенный теоретико-методологический анализ данной психолого-педагогической проблемы позволил рассмотреть ее содержательные характеристики с позиции таких научных подходов: деятельностного, личностно-ориентированного, синергетического, системного. При этом, было доказано, что личностный и профессиональный рост будущих специалистов необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи, поскольку профессиональное развитие является продолжением общего развития человека. В результате проведенного анализа научных работ определены и обоснованы понятия «профессиональная компетентность будущих инженеров-связистов», его составляющих – интеллектуально-знаниевой, творческо-инновационной, диалого-коммуникативной и ценностно-ориентированной. С целью проведения качественной оценки вышеуказанных компетенций были выявлены и охарактеризованы критерии (знаниевый, практичный, коммуникативный, личностный), показатели и уровни сформированности (низкий, репродуктивный (базовый), продуктивный (повышенный), креативный (высокий)) профессиональной компетентности будущих инженеров-связистов. Предложенные критерии соответствуют определенным в ходе исследования компетенциям и позволяют унифицировать оценку профессиональной компетентности будущих специалистов в соответствии с нормативными документами. Анализ состояния сформированности профессиональной компетентности будущих специалистов в профильных учреждениях высшего образования позволил определить противоречия в образовательном процессе, теоретически обосновать организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих инженеров-связистов в процессе изучения специальных дисциплин, к которым относятся: внутренне положительная мотивация студентов к обучению и формированию профессиональных ценностных ориентаций; научно-методическое обеспечение образовательного процесса путем повышения квалификации научно-педагогических работников и сотрудничестве со специалистами-практиками; интегральное использование классических и инновационных технологий обучения в процессе изучения специальных дисциплин; систематический мониторинг и корректировка образовательного процесса на основании определенных обратных связей; применение системно-синергетического подхода при организации образовательного процесса. Кроме того, была создана модель формирования профессиональной компетентности будущих инженеров-связистов, которая состоит из содержательно-целевого, организационно-процессуального и оценочно-мониторингового блоков. В описании модели значительное внимание посвящено определению обратных связей – когнитивной, оперативно-прогностической, стратегическо-концептуальной – и обоснованию механизма их действия с целью постоянной корректировки педагогических процессов в содержательно-целевом и организационно-процессуальном блоках. Отдельно рассмотрены и обоснованы педагогические технологии, которые применяются в созданном курсе специальных дисциплин. Результатами формирующего педагогического эксперимента доказана эффективность организационно-педагогических условий и действенность модели формирования профессиональной компетентности будущих инженеров-связистов в процессе изучения специальных дисциплин.
Formation of professional competence of future signal engineers in the process of studying special disciplines. – The manuscript. Thesis for а Degree of Doctor of Philosophy in Pedagogical Sciences. – Speciality 13.00.04. – Theory and Methods of Professional Education. – National Aviation University, Kyiv, 2018. The dissertation is devoted to research of the problem of formation of professional competence of future signal engineers in the process of studying special disciplines. As a result of the analysis of scientific works, the concept of "professional competence of future signal engineers" and its components are determined and justified. In order to carry out a qualitative assessment of the above-mentioned competencies, criteria, indicators and levels of formation of professional competence of future signal engineers were characterized. Analysis of the state of formation of professional competence of future specialists in specialized institutions of higher education allowed to identify contradictions in the educational process, theoretically substantiate the organizational and pedagogical conditions for the formation of professional competence of future signal engineers in the process of studying special disciplines. In addition, a model for the formation of the professional competence of future signal engineers was created, which devotes considerable attention to the definition of reverse ties and the justification of their mechanism of action in order to continuously correct pedagogical processes in the content-oriented and organizational-procedural blocks. The results of the forming pedagogical experiment have proved the effectiveness of organizational and pedagogical conditions and the effectiveness of the model of the formation of professional competence of future signal engineers in the process of studying special disciplines.
URI (Уніфікований ідентифікатор ресурсу): http://er.nau.edu.ua/handle/NAU/36093
Розташовується у зібраннях:Дисертації та автореферати спеціалізованої вченої ради К 26.062.15



Усі матеріали в архіві електронних ресурсів захищені авторським правом, всі права збережені.