Please use this identifier to cite or link to this item: https://er.nau.edu.ua/handle/NAU/21993
Title: СОЦІАЛЬНА ТУРЕЦЬКА НОВЕЛА ПЕРШОЇ ПОЛОВИНИ XX СТОЛІТЯ: ЖАНРОВІ ОСОБЛИВОСТІ, ТИПОЛОГІЯ ГЕРОЇВ
Authors: Сенчило, Надія Олексіївна
Keywords: новела
соціальна новела
жанр
герой
типологія героїв
турецька соціальна новела
сатиричний герой
соціальні мотиви
соціальний реалізм
соціалістичний реалізм
Turkish literature
social novella
social realism
social motifs
typology of characters
critical realism
Issue Date: Jan-2013
Abstract: Дисертацію присвячено дослідженню жанрових особливостей і типології героїв у соціальній турецькій новелі першої половини XX століття. Проаналізовано основні типи жіночих образів (матері, жебрачки, повії) та соціально-психологічні типи „маленької” людини у турецькій соціальній новелі, охарактеризовано типи образів сатиричного героя на прикладі новел О. Сейфеттіна та С. Ертема. На основі аналізу творів Г. З. Ушаклиґіля, О. Сейфеттіна, Р. Г. Карая, С. Ертема, О. Кемаля окреслено еволюцію світогляду героя: шлях від соціально несвідомої до соціально активної особистості. Простежено витоки та форми вираження жанру соціальної новели у турецькій літературі, охарактеризовано найпоширеніші з них: новела-„доля”, психологічна та дидактична новели, новела-етюд, новела-репортаж. У роботі вперше запропоновано детальну класифікацію та розкрито найпоширеніші соціальні мотиви. Визначено передумови та особливості розвитку соціального реалізму в художньому просторі Туреччини. З’ясовано характерні відмінності визначальних типів реалізму (соціального, соціалістичного, критичного) у турецькій літературі.
The thesis is aimed at highlighting the peculiarities of genre and typology of characters in social Turkish novella of the first part of the 20th century. The main types of female characters (mother, beggar, prostitute) and social and psychological types of a “small” person have been analyzed in social Turkish novella. The types of a satirical character have been described on the example of Seyfettin’s and Ertem’s novella. Based on the narrative analysis of literary works of H. Z. Uşaklıgil, O. Seyfettin, R. H. Karay, S. Ertem, O. Kemal the evolution of character’s world-view has been highlighted. The way from socially unconscious personality to a socially active one has been shown. The origins and forms of expressing genre in social novella in Turkish literature have been traced and prevailing types of genre, such as novella-“fate”, psychological and didactic novella, novella-etude and novella-report have been characterized. For the first time a detailed classification of prevailing social motifs has been suggested and their analysis has been made. The prerequisites and peculiarities of the development of social realism in artistic Turkish environment have been traced as well as the relation of the genre of novella to the aesthetics of literary form. An attempt to find out typical discrepancies of determinant types of realism (social, socialistic and critical) in Turkish literature has been made.
Диссертация посвящена исследованию жанровых особенностей и типологии героев в социальной турецкой новелле первой половины XX века. Проанализированы основные типы женских образов (матери, нищенки, проститутки) и социально-психологические типы „маленького” человека в турецкой социальной новелле, охарактеризованы типы образов сатирического героя на примере новелл О. Сейфеттина и С. Эртема. На основе анализа произведений Галита Зии Ушаклыгиля, Омера Сейфеттина, Рефика Галита Карая, Садри Эртема, Орхана Кемаля раскрыто эволюцию мировоззрения героя: путь от несознательной к социально-активной личности. В новеллах Саида Фаика и Октая Акбала обнаружены индифферентный и перфекционистичный типы геров, которые характеризуются внешне-обстоятельственными условиями жизни и психологическими признаками. Прослежены истоки и формы выражения жанра социальной новеллы в турецкой литературе, охарактеризованы самые распространенные из них: новелла-„судьба”, психологическая и дидактическая новеллы, новелла-этюд, новелла-репортаж. Исследование наративной структуры новелл позволило определить и охарактеризовать гомодиегетический и гетеродиегетический типы повествования, используемые писателями. На примерах произведений турецких новеллистов первой половины XX века Суад Дервиш, Орхана Кемаля, Саида Фаика, Октая Акбала, Бекира Сыткы Кунта, Самима Коджагеза проведен комплексный анализ доминирующих тематических образцов, которые определяли характер реалистической прозы кратких жанровых форм. В работе впервые предложена детальная классификация и раскриты самые распространенные социальные мотивы. Рассматриваются средства выразительности и ключевые элементы художественной структуры произведений. Прослежены предпосылки и особенности развития социального реализма в художественном пространстве Турции, а также связь жанра новеллы с эстетикой литературного направления. Рассмотрены теоретические подходы, которые определяют основные типы реализма в литературной критике XX века по историческим, тематическим, стилистическим признакам. Осуществлена попытка выяснить характерные отличия определяющих типов реализма (социального, социалистического, критического) в турецкой литературе.
URI: http://er.nau.edu.ua/handle/NAU/21993
Appears in Collections:Наукові статті НПП кафедри української мови та культури

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
АВТОРЕФЕРАТ.doc237.5 kBMicrosoft WordView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.